Публичный доклад руководителя

За отчетный период:

2011-2012 учебный год

 

Государственное бюджетное образовательное учреждение  города Москвы центр детского творчества «Театр на набережной», ( ГБОУ ЦДТ «Театр на набережной» )

1.Общие сведения

Тип и вид учреждения: образовательное учреждение дополнительного образования детей, центр детского творчества

Территориальное расположение: ЦАО, район «Хамовники»

Юридический и фактический адрес:  119270, г.Москва, Фрунзенская наб., д.48., тел. (499) 242-56-85, адрес электронной почты:  nabereg@inbox.ru, сайт центра:    http://www.nabereg.ru,www.nabereg.mskobr.ru,

 Директор: Беляева Галина Михайловна, в должности с октября 2011 года,

(499) 242-56-85, 8 916-552-92-13

Историческая справка:

Центр детского творчества «Театр на набережной» был основан в 1980 году как  Театр-студия «На набережной» группой  молодых энтузиастов под руководством  Ф.В.Сухова,  бессменного художественного руководителя и главного режиссёра Театра и Центра. Тогда же началась и последовательная ответственная  работа с детьми, сначала – с учениками  общеобразовательной школы № 23, под эгидой РОНО Ленинского района, в помещениях школы.   Через год Театр «переселился» в предложенные ему РОНО и  позже законодательно закрепленные за ним полуподвальные помещения жилого дома, по адресу:  Фрунзенская набережная, 48.

С 1988 года Театр-студия «На набережной» был включен, сначала на правах театральной  студии, а позже отдела и филиала, в структуру Дома пионеров и школьников Ленинского района Москвы, продолжая работать в своих помещениях. 

С 1 сентября 1994 года Театр–студия «На набережной» был учрежден Департаментом образования как Детско-юношеский театральный творческий центр «На набережной» – самостоятельное учреждение дополнительного образования Центрального окружного управления образования.

В 2002 году Детско-юношеский театральный творческий центр «На набережной» был переименован в Центр детского творчества «Театр на набережной».

 

Предельная численность занимающихся детей: 155  детей – согласно Лицензии – “от 6 до 18 лет, преимущественно”, следуя Уставу Центра, и фактически – до 21 года, в соответствии с Программами Центра.

Сохранность контингент обучающихся 100%

Кол-во  учебных групп \ количество  детей

 

2011\2012

2012\2013

14/157

14/158

 Сведения о возрастном составе обучающихся  (кол-во обучающихся и % от общего кол-ва) 

Годы

Дошкольники

 

1-4 кл.

 

5-9 кл.

10-11кл.

От 18 лет и старше

Всего

2011-2012

20

45

62

22

8

157

2012-2013

нет

60

58

30

10

158

 

Фактическая наполняемость учреждения занимающимися детьми:  158 чел.

 

Наполняемость групп:  10 – 12 чел.

 

Штат сотрудников:  24 сотрудника ( 21 основных сотрудников и 3 совместителя ), в том числе:  руководящий состав – 1 человека,  учебно-вспомогательный персонал – 10 человек, обслуживающий персонал – 2 человек; педагогическую работу осуществляют 11 человек.

 

Среднее количество детей на одного педагога:  17  детей.

Режим работы:  Центр работает 7 дней в неделю;  время работы сотрудников:  08.00 – 22.00; учебные занятия проводятся: в понедельник  10.00 – 20.00,  вторник  15.00 – 20.00,                  среда 15.00 – 20.00, четверг 10.00 – 20.00, пятница – 15.00 – 20.00, суббота – 11.00 – 20.00, воскресенье – 10.00 – 20.00.

Педагогические кадры:  11 педагогов дополнительного образования ( средний возраст 40 лет);

-педагоги Центра являются профессионалами в области театра, выпускниками таких ВУЗов как: ВТУ им.Б.Щукина, РАТИ (ГИТИС), ВГИК, ГМУ имени Гнесиных и других;

- художественный руководитель Центра Ф.В.Сухов:  Почетный работник общего образования РФ, лауреат звания «Учитель года России» 1995г, победитель конкурса «Педагог-внешкольник Москвы – 1993 г.», лауреат конкурса «Грант Москвы – 2005» в области наук и технологий в сфере образования,

-руководитель Театрального отделения Центра Э.Е.Евдокимов: победитель Московского городского Конкурса педагогического мастерства и общественного признания «Педагог года - 2012» Центрального округа в номинации «Педагог дополнительного образования».

педагоги высшей квалификации – 20 %, педагоги второй квалификации – 30 %. Педагоги с высшим образованием 9 чел.

2.Направленности образовательной деятельности и программы дополнительного образования представлены и реализуются в Центре  согласно Лицензии “на право ведения образовательной деятельности” от 19 августа 2010 г. серии 77 №000285 за регистрационным номером №027399:

 

  1. социально-педагогическая направленность – программа:

 

«Образовательный театр детей» – срок реализации 14 лет ( весь возрастной диапазон Центра – от 7 до 21 года ): базовая программа, определяющая поступательное творческое развитие детей в “пространстве драматического театра” в ходе взаимосвязанных предметных занятий: развитие творческого интеллекта,  сценическая речь, сценическое движение, актерские навыки и другие предметы, – путём поэтапной подготовки педагогами с детьми ( в их разных составах )     и представления зрителям: сольных, дуэтных, артельных ( от 3 до 5 детей ) и студийных драматических миниатюр, композиций и учебных спектаклей, ­– с учётом  специфики                     4 возрастных уровней занимающихся в Центре детей: младший, средний, старший          школьный  и молодёжный;  программа входит в комплекс программ Центра «4 Театра»                  ( автор – художественный руководитель Центра Ф.В.Сухов );

2) художественно-эстетическая направленность – программы:

 

«Постановочный театр детей» – срок реализации 11 лет ( от 10 до 21 года ): программа для детей,  прошедших необходимую и достаточную подготовку ( по программе «Образовательный театр детей» ), рассчитанная на их участие разновозрастными группами ( включая выпускников и педагогов Центра ) в процессе создания и регулярного проката в репертуаре Центра разнообразных драматических спектаклей, в том числе и передаваемых “по наследству”                 ( в репертуаре 31 сезона 2010-2011 г.г. – 17 названий спектаклей );  программа входит в комплекс программ Центра «4 Театра»  ( автор – художественный руководитель Центра Ф.В.Сухов );

  «Изобразительное искусство» – срок реализации 4 года (от 10 до 16 лет, преимущественно ): комплексная программа, имеющая своей целью “воспитание художественно развитой, творческой личности, способной видеть прекрасное в обыденном и приобрести первичные навыки в изобразительном искусстве”, в ходе изучения предметов : рисунок, живопись, композиция, скульптура, – и подготовки итоговых тематических выставок; 

  1. культурологическая  направленность – программа  «Авторский и Игровой театр детей» – срок реализации 6 лет ( старший школьный и молодёжный уровень – от 15 до 21 года ):             “ряд концептуально взаимосвязанных комплексных исследовательских  проектов в авторских сферах отечественной и мировой культуры, в традиции группового соавторства, сотрудничества  и сотворчества, с итоговой реализацией в форме завершенного драматического действа, представляемого зрителям”;  “театральные игры – ТИгры – в пространстве драматического театра   направлены на раскрытие и развитие индивидуального творческого потенциала ребёнка и его социальной гуманистической активности в контексте коллективного импровизационного  сотворчества и являются неотъемлемой подготовкой к последующему участию детей в проектах Авторского театра”; в ТИграх участвуют все желающие дети ( и их родители ), в том числе и не занимающиеся в Центре; регулярные игровые театральные занятия – по методике ТИгров –  проводятся также для детей младшего и среднего возраста; программа входит в комплекс программ Центра «4 Театра» ( автор – художественный руководитель Центра Ф.В.Сухов );
  2. физкультурно–спортивная направленность – программа  «Танцы для здоровья» –                срок  реализации  3  года  (от 10 до 16 лет, преимущественно ):  “формирование и развитие основ физической культуры воспитанников, как части их общей культуры посредством освоения синтеза различных стилевых танцевальных направлений и оздоровительных техник”; занятия проводятся в разновозрастных группах детей и имеют свои итогом представление их театрализованных номеров в отчётных концертах Центра;

В основу программы развития Центра положен Комплекс программ «4 Театра» ( автор – художественный руководитель Центра Ф.В.Сухов ), согласно которому развитие Центра осуществляется, как последовательное и планомерное развитие методик, эффективного образовательного и творческого процесса, а также ресурсной базы единства 4 театров Центра:  Образовательного, Авторского, Игрового и Постановочного театра детей.

Образовательный  театр – “обладает базовым потенциалом программного развития творческо-педагогической природы ребёнка, в разнообразном коллективном контексте, а также всестороннего укрепления диалектического единства 4 Театров Центра и совершенствования всех типов творческо-педагогического процесса в их взаимосвязи: воспитательного, образовательного, созидательного и творческого”.

Авторский театр – это “коллективно-индивидуальное творческое открытие и исследование авторских миров различных представителей  мировой культуры, философии, литературы  и  искусства,    в  их гуманистической  “живой взаимосвязи”. Спектакли рождаются и взращиваются детьми в процессе коллективной работы, которая носит характер творческого исследования жизни в пространстве драматического театра”.

Игровой театр – это “комплексная система театральных игр и упражнений – ТИгры – направленных на раскрытие и развитие индивидуального творческого потенциала ребёнка и его социальной гуманистической активности в контексте коллективного импровизационного  сотворчества”;  ТИгры объединяют всех участников образовательного процесса Центра, в том числе  с детьми, не занимающимися в Центре.

Постановочный театр – это “плановые репетиции, выпуск, сдача и – соответствующий ее результатам – регулярный  прокат разных драматических спектаклей в репертуаре Театра «На набережной». Традиция Постановочного театра включает в себя:  практику открытого, осознанного и ответственного вовлечения детей в спектакли, как вновь создаваемые, так и “передаваемые по наследству”, от поколения к поколению, с кураторством детьми друг друга, вследствие  заинтересованности в объединяющем их творческом даре зрителю;  практику сотрудничества, сотворчества и содружества детей и взрослых профессионалов Центра, совместно участвующих в подготовке спектаклей и в самих спектаклях Постановочного театра.

3.Основные принципы работы Центра детского творчества «Театр на набережной»:

– отсутствие целевой коммерциализации – уже 32 сезон дети в Центре занимаются бесплатно;  

– отношение к ребенку, детям, детству  как к абсолютной ценности, а не относительной –

ради удовлетворения тех или иных амбиций манипулирующих детьми взрослых;

–отсутствие расслоения детей по элитарному, социальному, конфессиональному, национальному или иному признаку, делающему детей заложниками не гуманистического, селективного подхода мира взрослых к разрешению соответствующих противоречий жизни – постоянный ответственный поиск, открытие, освоение и дарение коллективом Центра творческих гуманистических путей разрешения актуальных для детей противоречий жизни;

– внимание к развивающейся творческой индивидуальности ребенка в условиях коллективного

сотворчества – то есть “переход от педагого–центрированной к сетевой модели образования, рассматривающей детский театральный коллектив, как творческую экосистему”;

–последовательное развитие театральной “творческой экосистемы” Центра, как динамического сбалансированного единства 4 Театров Центра: Образовательного, Игрового, Авторского и  лишь, как их плод – Постановочного ( репертуарного ), что исключает использование детей в качестве “ресурса и материала” для воплощения индивидуальных замыслов режиссёра;

– добровольная, осознанная, ответственная работа над спектаклями и в спектаклях

детей всех возрастов и взрослых педагогов и профессионалов театра – единство воспитательного, образовательного, созидательного и творческого процессов;

– отсутствие ранней целевой профессионализации детей, опережающей осознание ребёнком

своей потребности в ней, в гармонии с творческим всесторонним раскрытием и развитием;

– высокие требования к художественному уровню создаваемых и даримых зрителю театральных Творений, будь ли это драматическая миниатюра Образовательного, эфемерная импровизация Игрового, экспериментальное действо Авторского или спектакль Постановочного театра.   

4.Результаты  за 2011-2012 год:

Образовательный театр

  • ДРИМ-ДРАМ-КОНЦЕРТ ( 2 ~ 3  часа каждый ) = 10
  • Концерт авторских актерских ДРАМ старшего уровня ( 3 часа ) = 1
  • Выпускной вечер Младшего уровня с показами ДРИМ ( 3 часа ) = 1
  • «ДРАМ – спектакль – сражение» «УШлый Театр» ( 3 часа ) = 2
  • 77 детей на Младшем, Среднем и Старшем возрастных уровнях приняли участие в подготовке и показах 78 драматических индивидуальных и артельных миниатюр.
  • Общее процентное соотношение участия детей в свершениях и мероприятиях по системе «ПоВоРоТ» («Прошёл – Выполнил – Раскрылся – Творил») = 3%  +  34%  +  48%  +  15%
  • Успешно завершили обучение на Младшем уровне = 12 детей;
  • На основе выпускного спектакля Младшего уровня «Всё лето в один день» и «ДРИМ-ДРАМ-композиций» «Утро» и «Джон» по произведениям Рэя Брэдбери принято  решение подготовить спектакль в репертуар Постановочного театра для младшего возраста участвующих детей с передачей его по наследству.
  • «ДРАМ – спектакль – сражение» «УШлый Театр» Старшего уровня принят в репертуар Постановочного театра;

Игровой театр

В Игровом театре, в силу его специфики, творческо-педагогические свершения в полной мере совпадают с мероприятиями, представляя собой драматические групповые импровизации, разворачивающиеся перед зрителями, как спектакль и интерактивная игра одновременно.

            Группы детей на каждую Театральную Игру ( ТИгру) собираются по возрастным уровням – Младший, Средний и Старший – но каждый раз новые по составу и, тем не менее, без всякого предварительного кастинга.

Всего в течение 2011 – 2012 учебного года было проведено:

 

            МЛАДШИЙ уровень  = 9 ТИгров по 17 участников в каждой, в среднем =

                                                  порядка 80 различных детей – в итоге;

            СРЕДНИЙ уровень      = 9 ТИгров по 18 участников в каждой, в среднем =

                                                  порядка 80 различных детей – в итоге;

            СТАРШИЙ уровень    = 9 ТИгров по 24 участника в каждой, в среднем =

                                                  порядка 100 различных детей – в итоге;

 

     По специальному приглашению  художественным руководителем  Центра  –  Суховым Ф.В. –  с привлечением педагогов и детей других театральных коллективов на площадке Детской школы театрального искусства «Пилигрим» г. Пермь 10 июня 2012 года был проведен  творческо–педагогический  мастер–класс «ТИгры – Театральные Игры» в рамках программы театрального направления Фестиваля современного искусства «Живая Пермь». Продолжительность мастер-класса = 3 часа;

Авторский театр

  • Показ  спектаклей  Авторского театра  в репертуаре  32 сезона = 11 спектаклей (дебютировали 11 детей).
  • Тематическое оформление  театрального фойе Центра к спектаклям Авторского  театра   =  к  каждому  показу;
  • «ДРАМАЛЁТ»  –  традиционные  драматические  разновозрастные чтения  “в лёт – с листа” =  2:  16  участников;
  • «ВИРШЕВАРЕНИЕ»  («ВиршеВарение»,  «ВиршеЛетание»)  –  традиционные вечера  публичного чтения  детьми  собственных,  авторских, поэтических, литературных и драматических  произведений  =  2 вечера  =  16 детей  (дебютировало  4  ребенка).
  • Подготовка  и  заявка  спектакля  на  33 сезон: «ПРОЛЕТАЯ  НАД  ПРОЛЕТАЯ»  –  спектакль  по  мотивам романа Кен Кизи «Пролетая над гнездом кукушки»  = 12  соавторов– участников;
  • По специальному приглашению  художественным руководителем  Центра  –    Суховым Ф.В. –  с привлечением педагогов и детей других театральных коллективов на площадке Детской школы театрального искусства «Пилигрим» г. Пермь 11 июня 2012 года был проведен  творческо–педагогический мастер–класс «АТлантида» в рамках программы театрального направления Фестиваля современного искусства «Живая Пермь». Продолжительность мастер-класса = 3 часа;

Постановочный театр

  • В репертуаре 32 сезона Центра «Театр на Набережной»: 24 названия спектаклей, из них 6 премьер и дебют-премьер.
  • За 2011-2012 год сыграно 64 спектакля.
  • Спектакль «Не в тот рай попал…» был представлен на Международном фестивале любительских театров “SPELESPRIEKS 2011”, Латвия, Лимбажи;
  • Спектакли “Проплывают облака - конец игры” и “На память птицам….”  –  представлены на Фестивале современного искусства “Живая Пермь”, г. Пермь.  

Изобразительное искусство

  • В 2011-2012 учебном году занималось 20 детей, из них 1 год обучения – 10 детей, 2 год обучения – 10 детей.
  • Выполнено работ: 1-й год обучения – 370 работ; 2-й год обучения – 370 работ.
  • Открыты 3 тематические выставки в театральном фойе Центра.
  • Весь учебный год работала обновляемая выставка.  

Танцы для здоровья

  • В 2011-2012 учебном году занималось 20 детей – все по первому году обучения.
  • Участие всех детей в тематических концертах Центра: 4 концерта, 12 танцевальных номеров в разных стилях. 

На период 2012-2016 гг. Департаментом воспитания и социализации детей Минобрнауки РФ театральному коллективу Центра присвоено звание «Образцового детского коллектива». Центр регулярно участвует во многих отечественных и международных театральных фестивалях; в 1998 году он представлял Россию на     5-ом Всемирном театральном фестивале в г. Линген ( Германия ).

 

За последние годы  театральный коллектив Центра принял участие и получал  «Гран-При» и призы в номинациях «Лучший ансамбль», «Лучший спектакль», «Лучшая режиссерская работа», «Лучшая актерская работа» в фестивалях:

2011 год:  фестиваль “Юные таланты Московии”, г.Москва;

15-ый Международный молодежный театральный фестиваль “Atzalyno Scena 2011”, г. Кретинга,  Литва,

Международный фестиваль любительских театров “SPELESPRIEKS 2011”,   г.Лимбажи, Латвия.

2012 год: Международный фестиваль «Живая Пермь», г.Пермь XXVI Цветаевский праздник в Тарусе, Проект «Живая среда» в Государственном музее истории ГУЛАГе

Центр помимо своей образовательной деятельности ведет культурно-просветительную работу: осуществляет бесплатный показ спектаклей, основанных на лучших произведениях мировой литературы, сотрудничает с другими образовательными учреждениями и учреждениями культуры, активно делится собственными методиками педагогической и творческой работы.

5. Общий объем бюджетного финансирования:

- 2011 год -12153945 руб.( бюджетная смета ), фактическое исполнение – 12370195 руб.

- 2012 год -10594900 руб.( субсидия ), фактическое исполнение – 10246290 руб.

- 2013 год -10424813 руб.( субсидия)

Объем привлеченных внебюджетных средств:

-2011 год- 100000 руб.

- 2012 год- 100000 руб.

Информационная среда:

Подключением к сети Интернет;

Локальной сетью;

4 АРМ для педагогов;

Структура управления Центром: Совет Центра, творческо-педагогический совет, родительский совет.

Информация о состоянии помещения: В 2011-2012 годах проведен текущий ремонт в помещении Центра, сметная стоимость работ составили 500000руб.

6.План развития ГБОУ ЦДТ «Театр на набережной» на 2012-2016г.г.,  в связи с ожидаемым  расширением площадей.

 

  • увеличение количества воспитанников cо 155 чел. (установлено Лицензией, в настоящее время)  до 300-400 чел. занимающихся по тем же программам; точное число занимающихся будет зависеть от конфигурации помещений  по адресу Хамовнический вал., д.2,  с учетом того, что основную площадь в нем будет занимать сценическая площадка и зрительный зал для регулярного показа учебных театральных работ.
  •  увеличение количества показов учебных театральных работ, в рамках образовательного процесса,    с 2-3 раз в неделю (на одной площадке) до 4-5 раз в неделю на двух площадках одновременно.
  • расширение диапазона образовательных услуг в рамках уставной деятельности: создание детской театральной редакции,  детских мастерских по изготовлению костюмов, реквизита, декораций.
  • создание собственной методической базы для проведения регулярных мастер-классов и семинаров по распространению авторских методик и практик Центра в сфере дополнительного образования.
  • создание открытой постоянно действующей творческо-педагогической театральной лаборатории для консолидации детского и любительского театрального движения в Москве и шире.
  • осуществление, на основе регулярной ротации, показов в Центре лучших театральных работ детских коллективов из России и из-за рубежа ( возможно только в комплексе помещений ).
  • увеличение проводимых культурно-массовых мероприятий для детей и взрослых: с 3000 зрителей до 6000 зрителей в сезон, параллельно на двух площадках.